ПИФАГОР (PYTHAGORAS) САМОССКИЙ

[Греция]
[]

мужской

? - ?


Древнегреческий философ, политический деятель, религиозно-нравственный реформатор, математик (ок. 570 до н.э., о. Самос - ок. 497 до н.э., Метапонт). Подлинных сочинений П. до нас не дошло и (согласно надёжной античной традиции) никогда не существовало. Сохранившиеся позднеантичные биографии (Диогена Лаэртского, Порфирия, Ямвлиха и Фотия) в значительной мере основаны на неопифагорейских биографиях П., принадлежащих Аполлонию Тианскому, Никомаху из Герасы и др., и составляют корпус т.наз. "поздней" или "вторичной" литературы о П., которая лишь частично может быть возведена к "первичной" (т.е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) литературе IV в. до н.э. Остатки этой "первичной" литературы вместе с некоторыми более ранними свидетельствами (Гераклита, Эмпедокла, Геродота, Платона) образуют ядро наиболее достоверных свидетельств о жизни и учении П. Однако даже самые ранние источники полны противоречий, а обычные критерии исторической достоверности подчас неприложимы, т.к. рано сложившаяся легенда о П.-чудотворце воспроизводит историческую атмосферу, окружавшую "Гиперборейского Аполлона" (так кротонцы величали П.) при жизни, тогда как рационалистические версии оказываются поздними конструкциями. Пифагор родился на острове Самос, в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра (биографическая традиция настаивает также на близости к Ферекиду из Сироса (см.), мистико-аллегорическая космология которого конгениальна П.); ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Южная Италия), где основал политическое общество, взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания П. бежал в Метапонт, где умер, вероятно, ок. 497/496 до н.э. П. приписывается идея сферичности Земли (среди прочих соображений он, вероятно, руководствовался идеей симметрии между формой Земли и небесной сферы). Считается, что именно П. отождествил Утреннюю и Вечернюю Звезду (Фосфор и Геспер) с Венерой; он ввёл геометрическое разделение небесной сферы на зоны (арктическую, тропическую и т.п.), а на Землю это разделение, вероятно, перенёс Парменид. По-видимому, П. был первым, кто дал мировому целому имя "космос". Он также является автором слова "философия". В целом можно с уверенностью сказать, что изучение космоса и постижение, благодаря этому, структуры мироздания, было одним из важнейших направлений деятельности П. Примечательно следующее свидетельство Аристотеля: "Для чего именно из всех существующих вещей природа и бог породили нас? Пифагор, когда его об этом спросили, ответил: 'Чтобы наблюдать за небосводом'". Реконструкция космогонического учения П. показывает, что оно было в своей основе дуалистичным. Мир образуется из взаимодействия двух начал предела и беспредельного. Последнее мыслилось как бесконечное пустое пространство, окружающее наш мир, и одновременно как пустота. Ближайшая часть этой беспредельной пневмы вдыхается внутрь мира и ограничивается пределом. Далее эта часть пневмы разграничивает природные вещи, положив тем самым начало их существованию. Ученики П. продолжали исследования в области астрономии. Среди достижений пифагорейской астрономии следует отметить открытие собственного движения планет и выделение их в особый класс небесных объектов (раньше планеты не отличались от неподвижных звёзд); установление порядка, в котором расположены планеты (Земля - Луна - Солнце - Венера - Меркурий - Марс - Юпитер Сатурн; в основе данного расположения лежат два факта: сидерический период обращения планеты и её яркость); постулирование кругового движения планет (этот постулат продержался в астрономии до времён Кеплера). Планеты, вероятно, считались шарообразными. Судя по всему, пифагорейцам было известно и о том, что зодиакальный круг наклонён по отношению к небесному экватору. Разрабатывались представления о небесной гармонии. К пифагорейской системе восходят основные идеи астрономии Платона. Его имя занесено на карту Луны.




О нём: Жмудь Л. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме; Лебедев А. Пифагор.// Философский энциклопедический словарь.

Дата последнего редактирования: 0000-00-00 00:00:00

 
design Sizova Anastasia
programming Ruzhnikov Ruslan
Автор проекта Сергей Масликов