ПЛАТОН (PLATON) АФИНСКИЙ

[Греция]
[]

мужской

? - ?


Древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии (427 до н.э., Афины или Эгина - 347 до н.э., Афины). П. рано познакомился с философией благодаря Кратилу и Сократу, оказавшему сильное воздействие на П. После казни Сократа совершил ряд путешествий, в т.ч. в 388 г. в Южную Италию и Сицилию (Сиракузы), где общался с пифагорейцами. Ок. 387 г. основал в Афинах собственную школу - Академию. Корпус сочинений П., дошедший в рукописях, включает 34 диалога, "Апологию Сократа" и 13 писем, а также "Определения", в античности приписывавшиеся Спевсиппу, и семь неподлинных диалогов. Диалоги П. не содержат законченной философской системы. Это делает чрезвычайно трудной проблему адекватного изложения платоновского учения. В проблематике платоновской философии первоначально доминировала этика, разрабатывавшаяся в тесной связи с вопросами политики, от которых он переходит к рассмотрению психологии, педагогики, а затем натурфилософии и теории познания. В диалоге П. "Тимей" космос рассматривается как живое существо, обладающее душой и способностью понимать. В "Законах" П. развивает эту концепцию. Согласно теории П., нравственно совершенная душа или, возможно, несколько таких душ управляют вращением неба. П. оставляет здесь открытыми две возможности: традиционный взгляд, согласно которому Солнце, Луна и другие небесные тела есть боги, и другой, заключающийся в том, что единый космический бог управляет всеми ими (сам П. склонялся ко второй точке зрения). В диалоге "Тимей" П. также выделил пять правильных многогранников: тетраэдр (четырёхгранник), куб, октаэдр (восьмигранник), правильный додекаэдр (двенадцатигранник) и икосаэдр (двадцатигранник), - т.наз. "платоновские тела", которые П. в соответствии с формой распределил между первичными элементами. Форма первоэлемента Земли - куб, Воздуха - октаэдр, Огня - пирамида (тетраэдр), Воды - икосаэдр, а всему миру творец придал форму пятиугольного додекаэдра. Платоновские тела играли большую роль в греческой натурфилософии. Спустя два тысячелетия в своей книге "Космографическая тайна" (1596) И.Кеплер предположил, что расстояния между орбитами планет можно получить на основании платоновских тел, вложенных друг в друга. Результаты его расчётов хорошо согласовались с действительными расстояниями между планетными орбитами. Для истории астрономии важным является также то, как развивались идеи П. в неоплатонизме - религиозно-философском направлении, возникшем в III в. н.э. и сохранившее влияние до XVIII в. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагореизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина или его учителя Аммония. Неоплатонизм содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему римскую философию, направляя его в русло объективного идеализма. Характерные черты неоплатонизма: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному; отождествление мышления и существования как эманаций "Единого"; из "Единого" в порядке нисхождения следовали бытие-ум (нус) с идеями в нём, душа, обращённая к уму и к чувственному космосу, вечному во времени в своём бытии; одухотворение всего психического; отождествление познания Бога с самопознанием; высокая оценка человеческой индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божественного в происхождении мира. С.С.Аверинцев замечает: "Высший образец для человеческого духа неоплатоники видели в круговращении небесных светил, равномерно бегущих по одной и той же орбите и таким образом вносящих в самоё движение момент неподвижности, в самоё время (измеряемое их бегом) - момент вечности. Звёзды "подражают" уму, неизменно мыслящему самого себя, а человеческий ум должен "подражать" звёздам. Космос поставлен принципиально выше человека, астрономия - выше истории, музыкально-математическая размеренность - выше свободного выбора". Таким образом, неоплатоники не только признавали за астрологией право на существование, но и сами занимались ею: как основатель неоплатонизма Плотин, так и его ученик Порфирий; вопросы астрономии активно разрабатывали представители сирийской школы неоплатонизма (Ямвлих, Юлиан); большое внимание уделяли изучению астрономии неоплатоники в Афинах (Прокл, Марин, др.). Влияние неоплатонизма обнаруживается у арабских мыслителей (особенно у ар-Рази и аль-Фараби), в интеллектуализме Фомы Аквинского, в средневековой мистике, среди гуманистов (Фичино, Пико делла Мирандола, Бруно), в учении И.Кеплера о гармонии мира. Именем П. назван астероид номер 5451 и кратер на карте Луны.




О нём: АБС; Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. -М.: Наука, 1979, -486 с.; Шичалин Ю. Платон.// Философский энциклопедический словарь; Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии; Словарь античности; Культура Византии. IV - первая половина VII в.

Дата последнего редактирования: 0000-00-00 00:00:00

 
design Sizova Anastasia
programming Ruzhnikov Ruslan
Автор проекта Сергей Масликов