ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА

[Греция]
[]

мужской

? - ?


Древнегреческий философ-пантеист (греч. Herakleitos; ок. 540 - ок. 480 до н.э., согласно Аполлодору, по др. данным - ок. 554 - 483 до н.э.), происходил из знатного жреческого рода. Имел наследственный титул басилевса (царя-жреца), от которого отрёкся в пользу брата.

Автор единственного сочинения (в одной книге из трёх глав: "О Вселенной, о государстве, о богословии"), по преданию, посвящённого в храм Артемиды Эфесской. Г. утверждает примат "одного" над "многим". Он декларирует чистый сенсуализм ("что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю"), разбивая весь феноменальный мир на пары противоположностей и показывая "тождество" каждой из них. Единство противоположностей у Г. - полное совпадение, абсолютное тождество вплоть до неразличимости. Объективное ("по природе") "одно" эмпирически обнаруживается как "два". Таким образом, именно насквозь антитетическая структура явлений свидетельствует о нерасторжимой гармонии и абсолютном единстве "скрытой природы" (космического бога). Сокровенные "мир" и "гармония" обнаруживаются как явленные "война" и "раздор". Этим объясняется известное высказывание Г.: "Война - отец всех вещей".

В противоположность первым натурфилософам, которые отыскивали устойчивое первовещество, Г. признавал только изменчивость саму по себе. Воплощением самих превращений был для него Огонь. "Огонь" - метафора сакрального типа, обозначающая "чистую сущность", к которой "примешиваются" чувственные благовония, воскуряемые на Алтаре космоса в Храме природы ("день - ночь", "зима - лето" и т.д.). Смертные воспринимают только благовония (т.е. явления) и ошибочно дают им "имена" - "по запаху каждого", тогда как единственная реальная основа всех этих имён - "Огонь". Огонь Г. обладает жизнью, сознанием, провиденциальной волей и правит Вселенной под именем "Перун", т.е. отождествляется с Зевсом. Он - носитель космического правосудия (Дике), и грозный Судия, карающий грешников в конце времён. "Угасание" Огня в начале космического цикла приводит к его воплощению в чувственно-осязаемое тело расчленённого Космоса, состоящего из четырёх элементов. Наступает эпоха "нужды" и страданий космического бога, растратившего себя на подлунные элементы (Воздух, Воду, Землю). Но со временем огненный дух развоплощается и наслаждается "Избытком". Эта циклическая пульсация Вселенной бесконечна и фатально неизбежна. Человек, как и Космос, состоит из света и ночи (духа и тела), попеременное преобладание которых друг над другом вызывает чередование бодрствования и сна, жизни и смерти: умирая, человек "пробуждается" от смерти плотского существования. Подлунный мир, в котором мы живём, - загробное царство, а тело - могила души. Души вовлечены в космический круговорот элементов, из которого исключён только Огонь. Поэтому, чтобы вырваться из круга перерождений и избавиться от страданий, надо сделать свою душу "сухой", т.е. приблизить её к Огню. Достижение "сухости" требует аскезы, отказа от чувственных удовольствий. Концепции Г. оказали большое воздействие на развитие астрономических идей античности.

Именем Г. названа малая планета (астероид) номер 5204.




О нём: Лебедев А. Гераклит. // Философский энциклопедический словарь. Словарь античности.

Дата последнего редактирования: 2011-06-02 20:41:32


 
design Sizova Anastasia
programming Ruzhnikov Ruslan
Автор проекта Сергей Масликов