АНАКСИМЕН (ANAXIMENES) ИЗ МИЛЕТА

[Греция]
[]

мужской

? - ?


Древнегреческий натурфилософ милетской школы, ученик и преемник Анаксимандра (ок.585 - ок.525 до н.э.). Предмет единственного (не сохранившегося) трактата А. "О природе" - космогония, космография и этиология метеорологических феноменов. Система мироздания у А. обнаруживает типологическую близость с позднейшей натурфилософской традицией Гераклита - Диогена Аполлонийского - стоиков. Так, на принципе параллелизма макрокосма и микрокосма основан выбор А. Воздуха (прежде всего, в его функции "воздушного дыхания") в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы Космоса: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, удерживает [нас от распада], так и весь космос объемлют дыхание и воздух". "Объемлющая" Космос праматерия у А., как и у Анаксимандра, беспредельна, но на место "выделения" из первоначальной "смеси" заложенных в ней качественно разнородных корпускул "горячих и холодных", "влажных и сухих" и т.д. тел (как у Анаксимандра) А. впервые ставит "сгущение и разрежение" единой и как бы бескачественной праматерии, дав, таким образом, первую теорию качественного изменения и пролагая путь, с одной стороны, учению Гераклита о единстве противоположностей, а с другой - через сведение чувственных качеств к количественному показателю плотности "воздуха" - учению элейской школы и Демокрита об иллюзорности мира чувственных свойств. Для космографии А. характерен эмпиризм (напр., отказ от идеи Южного полушария неба). Согласно А., плоская Земля висит в воздухе, как бы "оседлав" его, небо представляет собой полукруглый куполообразный твёрдый свод, в который звёзды вбиты, подобно гвоздям (отсюда термин неподвижные звёзды). А. отмечал разницу между планетами и звёздами (возможно, впервые в Древней Греции) и считал, что планеты (включая Солнце и Луну), в отличие от звёзд, свободно парят в воздухе. Ниже Луны он допускал существование ещё и тёмных, невидимых тел - чтобы объяснить, почему лунные затмения наблюдаются чаще, чем солнечные. А. - автор учения о происхождении светил, отождествляемых с "богами" народной религии, из морских испарений.




О нём: Лебедев А. Анаксимен.// Философский энциклопедический словарь; Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира);

Дата последнего редактирования: 2011-06-02 20:10:17

 
design Sizova Anastasia
programming Ruzhnikov Ruslan
Автор проекта Сергей Масликов