ДЕМОКРИТ (Demokritos) из Абдер

[Греция]
[]

мужской

? - ?


Древнегреческий философ-атомист и учёный-энциклопедист (р.ок. 460 до н.э. - ?; по некоторым сообщениям, прожил свыше 100 лет). Учился у Левкиппа, а также, возможно, у пифагорейцев. Видимо, совершил ряд поездок по странам Востока. Позднее находился в дружеских отношениях с Гиппократом. Д. был многосторонним учёным и плодовитым автором. Большинство сочинений Д. утрачено, до нас дошли лишь короткие цитаты.

Философия Д. является прототипом последовательно материалистического учения, оказавшим в дальнейшем огромное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Чувственные восприятия объяснялись Д., как и Эмпедоклом, истечениями, попадающими в органы чувств (у Д. - потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Имеются указания на то, что Д. распространил атомистические представления на пространство и время, построив своеобразную атомистическую геометрию. Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего свершающегося, Д. приблизился к механистическому миропониманию, рассматривая необходимость как движение, сопротивление и соударение атомов. Д. принял концепцию Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры, изменив в ней лишь некоторые детали.

Миры, по Д., различны по величине и структуре: в некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число аналогичных светил. Расстояния между мирами неравны, причём одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Некоторые миры лишены жизни и не имеют влаги. Всё живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию между устройством человеческого организма и космосом, Д. впервые употребил термин "микрокосм". Душу Д. считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги, по Д., - это особые соединения сферических огненных атомов; они нелегко разрушаются, но всё же не вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.

Целью жизни Д. считал хорошее расположение духа, безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая добродетель, по Д., - безмятежная мудрость. Д. оказал существенное влияние на развитие астрономической мысли в эпоху поздней античности. С его именем связывался прообраз декумбитуры (астрологической карты болезни) - т.наз. "сфера Д.". Это был магический круг, при помощи которого пытались узнать, умрёт ли больной. К возрасту Луны в тот день, когда пациент заболел, прибавлялось число его имени при рождении, результат делился на 30, а остаток от деления откладывали на сфере. Если число попадало в верхнюю половину, то считалось, что больной будет жить, а если на нижнюю - умрёт.

Рожанский И. Демокрит.// Философский энциклопедический словарь.




Дата последнего редактирования: 2011-06-02 20:36:24


 
design Sizova Anastasia
programming Ruzhnikov Ruslan
Автор проекта Сергей Масликов