ENGLISH На главную
 
 
    

Характеристики полного солнечного затмения 2008 года  ЗАТМЕНИЕ История и астрономия  ДОКУМЕНТЫ Телескопы и оборудование для наблюдения полного солнечного затмения  ТЕЛЕСКОПЫ Выбор площадки для наблюдения полного солнечного затмения 1 августа 2008 года  ПЛОЩАДКИ Результаты наблюдений  КАК ЭТО БЫЛО Карта сайта «Полное солнечное затмение 2008 года в Сибири»  КАРТА САЙТА


Полное солнечное затмение 22 июля 1990 г. в п.Черский (Якутия)

Полоса прошла от Финляндии севернее Ленинграда, захватила южную оконечность Кольского полуострова, прошла по Белому морю и через Соловецкие острова, затем пересекла южную оконечность Новой Земли, полуостров Таймыр, нижнее течение Колымы и север Магаданской области, чтобы закончиться в районе Алеутских островов.

Наибольшее число экспедиций, любительских и туристских групп сконцентрировалось в трех местах: в районах Беломорска и Кеми, поселка Черский в Якутии и поселка Марково в Магаданской области. Вдоль всей полосы метеоусловия оказались крайне неблагоприятными. На западе, в районе Белого моря надежды на разрывы в облаках были, но вскоре после восхода Солнца восточная часть неба затянулась облаками. На востоке наоборот: за несколько дней до затмения сплошная облачность достигла высот 10 км. Только накануне затмения появились признаки возможного "окна" в районе Маркова. И действительно, только в этом месте появилась возможность отнаблюдать затмение в разрывах облаков. Повезло наблюдателям из ГАИШ, Киева, Львова и Одессы.
Макарова Е.А. наблюдает на OPTONе

Корона, снятая Э.В.Кононовичем
через иллюминатор самолета АН-26
из кабины второго пилота.

А вот в Черском густая облачность не позволила провести наблюдения. Перед непрерывным дождем все были бессильны. Надо сказать, что здесь кроме москвичей (ГАИШ, ИЗМИРАН), были ученые из Абастумани, Киева, Харькова, Одессы, Нижнего Новгорода, а также любительские и туристические группы из США, Франции, Германии, Нидерландов, Чехословакии и Японии.

На помощь пришли авиаторы, мобилизовавшие все имеющиеся у них транспортные средства: самолеты АН-26 и ИЛ-14 и вертолеты. К сожалению, последние не смогли пробить многокилометровую толщу облаков (высота облачности была более 6 км). Преодолеть этот барьер смогли четыре самолета, которые, подняв в воздух всех - и профессионалов, и любителей, - достигли высоты, где небо было абсолютно чистым. На одном из самолетов находился знаменитый астролог Тамара Глоба. Поскольку Солнце находилось сравнительно высоко над горизонтом, приходилось ложиться на пол самолета или принимать самые причудливые позы, чтобы настроиться на корону через иллюминаторы. При этом аппаратура, на подготовку и юстировку которой ушли годы, осталась неиспользованной на Земле.

Только один из вертолетов, на борту которого находилась экспедиция Абастуманской обсерватории, смог найти разрыв в облаках, и ученые смогли выполнить часть своей программы. А экспедиция ИЗМИРАН и чехословацкие астрономы, летевшие на одном самолете, смогли сфотографировать спектр свечения атмосферы во время затмения.

Источник: Э.В.Кононович. Солнечные затмения 22 июля 1990 г. и 11 июля 1991 г. Надежды и реальность. Астрономический календарь на 1992 год. М.: Наука, 1991. стр. 268-277.

И.С.Ким. Неповторимая и... непознанная! Земля и Вселенная, №6, 1990, с.29.

См. также Наблюдения затмения 22 июля 1990 года в п.Марково. 

Перечень затмений, информация о которых имеется на сайте:
1842, 1851, 1887, 1896, 1914, 1927, 1947, 1936, 1941, 1952, 1954, 1981, 1990, 1997.

     
Астрономия в Сибири
Сибирские затмения
Российские затмения
Археоастрономия
Астрономы


Интервью
Интервью Т. В. Бордовицыной
 
Интервью
Интервью Е. А. Луговской
 
Интервью
Интервью А. А. Дейснера
 
   
             
Полное солнечное затмение 1 августа 2008 г. :: Затмение :: История :: Телескопы :: Площадки :: Результаты :: Карта сайта